Тьютор – (в переводе с английского tutor) – «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун.
Тьютор – тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности. (Ковалева Т.М.)
Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. С одной стороны, является организатором сетей профессионального развития, с другой — инициирующим образовательный процесс другого (Г.А. Гуртовенко)
Тьютор – (в переводе с англ. – преподаватель-консультант) – лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль – быть знающим партнером своих слушателей (словарь «Терминология в системе дополнительного профессионального образования»)
Тьютор – консультант по разработке индивидуальной образовательной программы с использованием в ней конкретных результатов обучения (Т.М. Ковалева).
Тьютор – «консультант учащегося, может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека» (П.Г.Щедровицкий)
Тьютор – 1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых, преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство практикуется в образовательном учреждении, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации. 2) индивидуальный научный руководитель студента (Педагогика. Большая современная энциклопедия)
Тьютор – это позиция преподавателя, который помогает обучающемуся строить индивидуальную образовательную траекторию (Н.И.Рыбалкина)
Тьютор – это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение и реализацию индивидуальной образовательной программы. (Т.М. Ковалева)
Тьютор видит, осознает проблему и показывает ресурсы решения проблемы.
Тьютор это тот, кто до этого был школяром, научился учиться сам у тех, кто знал больше него, и научился после этого передавать свой опыт учения, самообразования другим школярам.
Тьютор – это культурная позиция, сопровождающая человека на пути к знанию, позиция посредника, помогающая формулировать и достигать образовательных целей.
Тьюториал – коллективная деятельность тьютора и его учеников в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленная на приобретение опыта использования модельных, стандартных и нестандартных ситуаций, развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся (С.В. Дудчик )
Тьюторство – это практика поддержки процесса самообразования и происходит она путем передачи отрефлексированного опыта самообразования.
Тьюторский клуб — коллективная деятельность учащихся и тьютора, направленная на формирование общих интересов и ослабление коммуникативных барьеров (С.В. Дудчик )
Тьюторская компетентность – это компетентность современного педагога, позволяющая ему сопровождать индивидуальные образовательные программы.
Что важно в сопровождении? Нельзя стоящего сопровождать! (Т.М.Ковалева)
Тьюторский контроль – индивидуальная контролирующая работа тьютора, направленная на использование знаний, умений и навыков учащихся, обсуждение затруднений, ошибок и решение проблем (Дудчик С.В.)
Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).
Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)
Педагогическое сопровождение – взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия. Основные итоги сопровождения – не только знания, способы работы, самостоятельная образовательная деятельность, но и осознание самим учеником смысла и значения результатов образования. Педагогическое сопровождение подразумевает передачу ответственности от учителя к ученику. Выражение ответственности – нормы взаимодействия, на которые ориентируются учитель и ученик. Исходя из этого можно выделить два типа педагогического сопровождения:
1) нормативное сопровождение, основанное на внешне заданных нормах;
2) гуманитарное сопровождение, основанное на нормах, которые вырабатываются самими участниками сопровождения.
Один из видов гуманитарного педагогического сопровождения — тьюторское сопровождение учащихся (Дудчик С.В.)
Тьюторское сопровождение – особый тип педагогического сопровождения, когда ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором. Это грамотное и заботливое сопровождение (Дудчик С.В.)
Тьюторский час – на нем выявляются удачи и неудачи в обучении, делаются открытия, формулируются предложения на будущее (Дудчик С.В.)