Для лучшего понимания тьюторства необходимо обратиться к его историческому опыту. Тьюторство как педагогическое явление вытекает из зарубежного опыта, имеющего давние традиции. Культуре тьюторства, по крайней мере, девятьсот лет. Феномен современного тьюторства тесно связан с историей европейских университетов. Со времен Средневековья под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты.
Тьюторство зародилось в Англии примерно в XIV веке в классических университетах - Оксфорде и Кембридже. Университет того времени не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.
Так как непреходящей ценностью того времени была свобода как преподавания, так и учения, тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы. Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования. К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор - ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.
В это время тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились свободные кафедры, организующие как частные, так и коллегиальные лекции, за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов.
В течение XV1II-XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней. Сегодня примерно 90% занятий в Оксфордском и 75% в Кембриджском университете проводится тьютором с одним или двумя студентами.
Во многих зарубежных странах в наши дни функционирует тьюторская форма обучения одаренных детей. Тьюторы действуют в ведущих образовательных системах мира: в Великобритании, США, Финляндии, Японии и Франции, опираясь на идею индивидуализации как стержневую, но при этом внося своеобразие в деятельность в зависимости от национального контекста.
Спецификой современного тьюторства является то, что оно обретает массовый характер в дистанционных формах обучения, хотя в них уже во многом отличается от своих очных форм. В зарубежной практике тьютор ассоциируется, с одной стороны, с областью дистанционного обучения, - с другой, с позицией классного тьютора (англ. - form tutor).
Анализ зарубежного опыта показал, что в корреспондентских формах обучения функции тьютора приближены к функциям академического преподавателя, в то время как в открытом образовании со смешанными формами обучения (очно-виртуальные) тьютор выступает в качества организатора совместной деятельности по развитию обучающимися своей компетентности.
Традиционная структура тьюторской системы за рубежом включает в себя три компонента: руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное время; моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова; собственно тьюторства, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года.
Главной проблемой, которую решает тьютор за рубежом, является проблема поиска критериев, методов и средств фиксации и построения необходимых соотношений объективизации и ситуативизации деятельности в процессе образования, простраивание переходов от объектно представленных к ситуационно (индивидуально) значимым способам мышления и деятельности и обратно. Тьютору необходимо, с одной стороны, уметь управлять процессами «живой», реальной деятельности, в которые включен его подопечный, а с другой стороны, соотносить ее с образованием.
В современной российской педагогике существует большое количество разнообразных трактовок понятия «тьютор», но нет единообразия в его смысловой сущности. Приведем некоторые из них:
Тьютор – это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение и реализацию индивидуальной образовательной программы.
Тьютор видит, осознает проблему и показывает ресурсы решения проблемы.
Тьютор – это культурная позиция, сопровождающая человека на пути к знанию, позиция посредника, помогающая формулировать и достигать образовательных целей.
Тьютор – «консультант учащегося, может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека» (П.Г.Щедровицкий)
Тьютор – 1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых, преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство практикуется в образовательном учреждении, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации. 2) индивидуальный научный руководитель студента (Педагогика. Большая современная энциклопедия)
Тьютор – это позиция преподавателя, который помогает обучающемуся строить индивидуальную образовательную траекторию (Н.И.Рыбалкина)